Правовые основы деятельности прокуратуры в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних
Права детей в России защищает Конституция Российской Федерации, которая гарантирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о несовершеннолетних, обеспечение и защита их прав и интересов, соблюдение свобод являются приоритетными направлениями деятельности государства.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 г. устанавливает основные гарантии прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.
Работа органов прокуратуры Тверской области строится с учетом приоритетов государственной политики в отношении детей. Вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних уделяется внимание практически во всех сферах их жизнедеятельности.
Наиболее важными направлениями деятельности органов прокуратуры Тверской области в современных условиях являются соблюдение социальных прав семей с детьми, охрана жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, защита детей от жестокого обращения, соблюдение прав детей на общедоступное и бесплатное образование, борьба преступностью несовершеннолетних.
В области защиты прав несовершеннолетних в современный период возросла роль прокуратуры как независимого надзорного органа, осуществляющего, в отличие от всех иных контролирующих структур, не только реагирование на поступающие сигналы о нарушениях прав детей, но и постоянное наблюдение за состоянием законности в названной сфере. Прокуратура способна не только защитить законные интересы и права одного гражданина, но и эффективно реагировать на нарушения, затрагивающие одновременно права многих лиц.
Методика реализации полномочий прокурора избирается в зависимости от конкретной ситуации. Прокуроры объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона, вносят представления с требованием устранить нарушение, опротестовывают незаконные правовые акты, возбуждают дела об административных правонарушениях, обращаются в суды с исками и заявлениями в защиту социальных прав и законных интересов граждан.
Все методы и подходы прокурорского надзора объединены одной важной целью - не допустить нарушения прав и законных интересов ребенка, а в случае их нарушения - немедленно восстановить законность.
За 4 месяца 2019 г. каждое третье нарушение в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина выявлено прокурорами в основных сферах жизнедеятельности детей, таких нарушений более 5 тысяч.
Прокурорами использованы полномочия по обращению в суд в защиту прав и интересов многодетных, малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В суд заявлялись иски о взыскании алиментов, неустойки за просрочку выплаты алиментов, о выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, по обеспечении техническими средствами реабилитации, путевками на санаторно-курортное лечение детей-инвалидов, предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и другие.
Результативно проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации питания детей в образовательных организациях, детских медицинских и социальных учреждениях. Прокурорами выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выражавшиеся в использование продуктов с истекшем сроком годности, реализации продуктов, на которые отсутствуют документы, удостоверяющие их качество и безопасность, несоблюдение температурного режима хранения продуктов.
Персоналом организаций общественного питания нарушались правила личной гигиены, не обеспечивалось своевременное прохождение профилактических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки.
В приоритете прокурорского надзора находятся вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, жестокого с ними обращения, предупреждения социального сиротства. Почти полторы тысячи нарушений ежегодно выявляются прокурорами при проведении проверок вышеуказанного законодательства.
Вопрос об обеспечении государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях находится на постоянном контроле в прокуратуре. В ходе проверок школ и детских садов неоднократно выявлялись факты, когда на родителей воспитанников и обучающихся возлагаются обязанности «добровольных пожертвований».
В целях обеспечения законности, защиты интересов государства и прав граждан органами прокуратуры будет обеспечено системное надзорное сопровождение реализации 12 национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 2004 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года», которые направлены на социальную поддержку семей с детьми.
В налоговое законодательство внесены изменения, предусматривающие дополнительные льготы для многодетных семей. Право на льготу по земельному налогу в виде вычета стоимости 6 соток предоставлено лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.
С 1 июля 2019 года увеличивается размер ежемесячных выплат неработающим родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы
Согласно изменениям, внесенным в Указ Президента РФ от 26.02. 2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», размер указанных ежемесячных выплат составит 10 000 рублей (в настоящее время - 5 500 рублей).
Со 02.04.2019 года вступили в силу изменения действующего законодательства, направленные на информационную безопасность в сети Интернет. Сайты, побуждающие детей к противоправным действиям, угрожающие жизни или здоровью, на основании решения Росмолодежи будут включаться в единый реестр сайтов с запрещенной информацией.
Основанием для включения ресурса в реестр станет постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации.