«Об изменении с 1 января 2017 года условий для установления страховых пенсий по старости и пенсий по выслуге лет лицам, замещающим государственные должности в Российской Федерации».
Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее — Закон № 143-ФЗ) предусматривает изменение условий (в части повышения пенсионного возраста) назначения страховой пенсии по старости и установления дополнительной к страховой пенсии выплате — пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее — государственные служащие).Таким образом, Закон № 143-ФЗ внес изменение в Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ).
Так, статья 8 Закон № 400-ФЗ дополнена новой частью, предусматривающей поэтапное увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости ежегодно на 6 месяцев до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин (а досрочно назначаемых пенсий: на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин позднее приобретения права на страховую пенсию).Например, в случае приобретения права на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 Закона № 400-ФЗ в 2017 году указанная пенсия лицам из числа государственных служащих может быть назначена не ранее, чем через 6 месяцев после приобретения такого права, в 2018 году — не ранее, чем через 1 год, в 2019 году — не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т. д. Для государственных служащих, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста, право на пенсию определяется с учетом даты соответствующего года, на которую указанные лица, не будучи государственными служащими, приобрели бы право на пенсию исходя из установленных требований к продолжительности стажа на соответствующих видах работ и величине индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК-балла). Например, в случае приобретения 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей 15.11.2018 право на досрочную страховую пенсию у госслужащего возникает через год — 15.11.2019г.
Следует учитывать основные моменты изменений в федеральном законодательстве:
- в пенсионном законодательстве Российской Федерации с 2017года, наряду с обычным и пониженным пенсионным возрастом для назначения страховой пенсии по старости, будет действовать повышенный пенсионный возраст;
- пенсионный возраст повышается постепенно, достаточно мягко, что необходимо для адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения;
- дифференциация повышенного пенсионного возраста в зависимости от пола застрахованного лица сохраняется, женщины-госслужащие на пенсию могут уйти раньше, чем мужчины, но всего на 2 года, а не на 5 лет, как это предусмотрено в обычной ситуации;
- переходный период заканчивается для мужчин в 2026г, для женщин — 2032 г, что вызвано различным количеством лет, на которые увеличивается пенсионный возраст для мужчин и женщин;
- повышение пенсионного возраста распространяется и на лиц, которые имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Например, госслужащему — мужчине, который имеет все необходимые условия для назначения досрочной страховой пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, эта пенсия по окончании переходного периода будет назначаться в 60 лет, а не в 55 лет, как это предусматривается для мужчин , не являющихся государственными служащими;
- увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости ( часть 1 статьи 8 и статьи 30 — 33 Закона № 400-ФЗ).
Вышеуказанные правила повышения пенсионного возраста распространяются только, скажем так, на действующих госслужащих. В случае прекращения работы в качестве государственного служащего, страховая пенсия назначается заинтересованным лицам без применения новой части 1.1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ. Если право на страховую пенсию по старости (т. е. включая не только требуемый стаж, ИПК, но и необходимый возраст) приобретено до 01.01.2017 года, то оснований для увеличения возраста не имеется при обращении за пенсией в 2017 году и позднее.
Кроме того, Закон № 143-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет с 15 лет до 20 лет к 2026 году ежегодно на 6 месяцев.
Для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, муниципальным служащим, продолжительность требуемого стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы также ежегодно повышается на 6 месяцев до 20 лет.
Следует учитывать , что право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом №166-ФЗ ( т.е без учета указанных изменений) сохраняется за следующими категориями федеральных государственных служащих :
- за лицами, которые приобрели право на пенсию за выслугу лет и уволены (освобождены от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 01.01.2017 года;
- за лицами, замещающими на 01.01.2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющими на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
- за лицами, замещающими на 01.01.2017 года должности федеральной государственной гражданской службы. имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 01.01.2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Законом № 400-ФЗ.
Аналогичные нормы по сохранению права на пенсию по выслуге лет имеют также государственные служащие субъектов и муниципальные служащие.
Принимая во внимание существенные изменения в федеральном пенсионном законодательстве, касающиеся увеличения пенсионного возраста для государственных служащих, в целях исключения необоснованного расходования бюджетных средств, Отделение ПФР по Смоленской области осуществлять взаимодействие с территориальными органами ПФР Смоленской области в части представления сведений о лицах, замещающих государственные должности и достигающих в 2017 г и в последующие годы общеустановленного возраста, дающего право на установление страховой пенсии по старости (женщинам- 55 лет, мужчинам- 60лет).