НОВОСТИ РОСРЕЕСТР
Теперь в соответствии с новыми требованиями законодательства собственник подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемом строительстве садового дома и перечень необходимых документов (форма уведомления утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства
или садового дома»).
После направления уведомления о планируемом строительстве и необходимых документов собственник должен получить от названного органа местного самоуправления уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке.
В случае соответствия параметров объекта установленным требованиям собственнику необходимо направить в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта уведомление об окончании строительства, приложив к нему предусмотренные законодательством документы, в том числе технический план дома, составленный кадастровым инженером в электронном виде. Указанный уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней проведет предусмотренные законодательством проверки и направит собственнику уведомление о соответствии или несоответствии построенного садового дома требованиям законодательства. При соответствии построенного садового дома требованиям законодательства, данный орган в тот же срок направит в электронном виде в орган регистрации прав от имени гражданина заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на садовый дом, приложив уведомление об окончании строительства, сведения об уплате собственником госпошлины за государственную регистрацию права, представленный технический план. Если по каким-то причинам такое заявление уполномоченным органом не подано, собственник вправе обратиться
с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на садовый дом самостоятельно. Но следует иметь ввиду, в орган регистрации нужно подавать только заявление, остальные документы орган регистрации должен получить только от администрации – так предусмотрено законом.
Указанное заявление собственник вправе представить любым удобным способом:
- в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в любой офис многофункционального центра;
- посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
- в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью посредством официального сайта Росреестра www.rosreestr.ru.»
А именно:
1) назначены должностные лица Управления:
- ответственные за организацию взаимодействия Управления с МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; на принятие оперативных решений в части компетенции Росреестра относительно ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на территории Смоленской области;
- ответственные за оказание государственных услуг в районах чрезвычайной ситуации;
- ответственные за обеспечение оперативного взаимодействия с органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления, в том числе взаимодействие без участия заявителей по подготовке и предоставлению необходимых документов и сведений из Единого государственного реестра недвижимости в целях подтверждения факта отсутствия (наличия) жилья и иных объектов недвижимости у лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
- ответственные за осуществление консультативной (разъяснительной) работы с пострадавшими о порядке и формах получения государственных услуг Росреестра в условиях чрезвычайной ситуации.
- ответственные за обеспечение взаимодействия с МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
по вопросам предоставления картографических материалов на территорию пострадавших районов (при необходимости);
2) сокращены сроки оказания государственных услуг, связанных с восстановлением, оформлением документов лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в том числе по экстерриториальным запросам:
- шесть рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- семь рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- четыре рабочих дня с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
- шесть рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
- восемь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- десять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- четыре рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
- два рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом,
или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
- два рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
- четыре рабочих дня с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства
о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
- четыре рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
- шесть рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.
На территории Смоленской области указанная апелляционная комиссия создана при Управлении Росреестра по Смоленской области в соответствий с распоряжением Росреестра от 05.04.2017 № Р/0106.
Установлен перечень лиц, которые могут представить в апелляционную комиссию заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
К таким лицам относятся:
-физические или юридические лица, представившие заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы (далее - заявление) в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого было принято решение о приостановлении, либо его представитель;
-кадастровые инженеры, изготовившие межевой план, технический план или акт обследования, которые представлены с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении;
- представители юридического лица, работником которого является кадастровый инженер, изготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (далее - заявители).
Законодателем определена возможность подачи заявления в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и (или) осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав в части оспаривания решения о приостановлении осуществления кадастрового учета.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к заявлению, подаваемому в апелляционную комиссию, в заявлении указываются:
сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты - для физических лиц; полное наименование юридического лица, почтовый адрес, номер контактного телефона и адрес электронной почты - для юридических лиц);
сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации);
дата и номер заявления, представленного в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которого принято решение о приостановлении;
дата и номер решения о приостановлении;
обоснование в произвольной форме несоответствия решения о приостановлении нормам Закона № 218-ФЗ регистрации.
В случае если с заявлением об обжаловании решения о приостановлении обращается представитель заявителя, действующий на основании доверенности, к такому заявлению прилагается надлежащим образом оформленная доверенность.
Заявление об обжаловании решения о приостановлении и надлежащим образом оформленная доверенность представляются в апелляционную комиссию в форме документа на бумажном носителе лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.
В отношении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционная комиссия может принять одно из следующих решений:
об отказе в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении;
об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении;
об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
По итогам работы апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Смоленской области в I квартале 2019 года были получены следующие результаты:
всего поступило - 26 заявлений;
рассмотрено - 30 заявлений (4 из которых поступили в комиссию в IV квартале 2018 года, однако решения по указанным заявлениям были приняты в I квартале 2019 года);
отказано в рассмотрении – по 9 заявлениям;
удовлетворено - 6 заявлений;
отказано в удовлетворении – по 15 заявлениям;
прекращено рассмотрение (отзыв заявителя) – 0;
подлежат рассмотрению во II квартале 2019 года - 4 заявления.
Апелляционная комиссия при Управлении Росреестра по Смоленской области располагается по адресу: 214025, г. Смоленск, ул. Полтавская, д. 8, каб. 221, телефон для справок: 8 (4812) 35-12-43 доб. 225.
право собственности на недвижимость (личная, совместная, долевая собственность);
право хозяйственного ведения имуществом (может быть только у юридического лица);
право оперативного управления имуществом (может быть только у юридического лица);
право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (предоставляется лицам, указанным в статье 39.9. Земельного кодекса Российской Федерации);
право безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (предоставляется лицам, указанным в статье 39.10. Земельного кодекса Российской Федерации);
право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
сервитут – устанавливается для прохода, проезда и т.д. Сервитут - это понятие многоаспектное. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения, а для обладателя сервитута рассматривается как вещное право.
Кроме того, конкретные виды прав на недвижимость, а также сделки с ней, подлежащие регистрации, указаны в Гражданском кодексе Российской Федерации. В частности, государственной регистрации подлежат следующие сделки:
договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);
договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты (ст. 584 ГК РФ);
договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок более одного года и дополнительные соглашения к нему (п. 2 ст. 609 ГК РФ, п. 2 ст. 651 ГК РФ);
договор аренды предприятия независимо от срока, и дополнительные соглашения к нему (п. 2 ст. 658 ГК РФ);
передача недвижимости в доверительное управление (п. 2 ст. 1017 ГК РФ);
договор участия в долевом строительстве и дополнительные соглашения к нему (ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости
и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Предметом всех этих договоров является недвижимость. Именно поэтому сами договоры или переход прав подлежат государственной регистрации.
Органом государственной регистрации прав также осуществляется государственная регистрация обременения (ограничения) вещных прав в случаях, предусмотренных законом.
К обременениям вещных прав относятся:
право пользования (например, указанное право регистрируется в случае завещательного отказа по заявлению правомочных лиц);
аренда (субаренда);
ипотека (залог недвижимости);
доверительное управление;
сервитут.
К ограничениям вещных прав, которые подлежат государственной регистрации, относятся: аресты; установленный судом запрет ответчику совершать определенные действия, запрет другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, как мера по обеспечению иска, налагаемая судом (ст. 140 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Также стоит отметить, что законодательство не содержит исчерпывающего перечня ограничений (обременений), подлежащих государственной регистрации.
Для того, чтобы защитить себя от противоправных действий соседа, вы должны быть правообладетелем земельного участка, границы которого он нарушил. Для этого ваши права на участок должны быть зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или подтверждаться правоустанавливающими документами (для ранее возникших прав).
Кроме того, прежде, чем пожаловаться на соседа, необходимо выяснить, установлены ли границы (проведено межевание) вашего и соседского земельного участка по правилам, предусмотренным законом: определены ли координаты характерных точек границ земельных участков. Если границы вашего участка не установлены, надо обратиться к кадастровому инженеру.
Обратиться в территориальный орган Росреестра в случае самовольного захвата вашей территории соседом вы можете письменно в электронном виде через сайт Росреестра (http://rosreestr.ru/), направив письменное обращение по электронной почте или по адресу расположения территориального органа Росреестра, а также на личном приеме в территориальном органе Росреестра. Адреса и телефоны для обращения можно посмотреть на сайте Росреестра (http://rosreestr.ru/).
В обращении необходимо указать адрес и кадастровый номер земельного участка и информацию о переносе забора или факте самозахвата части принадлежащей вам территории. В заявлении также надо указать, что такие действия привели к нарушению ваших имущественных прав.
На основании вашего заявления государственные инспекторы по использованию и охране земель проведут проверочные мероприятия и в случае подтверждения нарушения выдадут нарушителю предписание об его устранении, а также составят протокол об административном правонарушении.
Предписание выдается сроком на 6 месяцев, но этот срок может быть продлен, если нарушитель принимает меры по устранению нарушения, и он может это документально подтвердить. После истечения срока, установленного в предписании, инспекторы проверяют, устранено самовольное занятие земельного участка или нет. Если нарушитель не принимает никаких мер, будет выдано еще одно предписание и составлен протокол об административном правонарушении.
За самовольное занятие земельного участка предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Для граждан такой штраф начисляется в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости занятой части земельного участка, но не менее 5 тысяч рублей. В случае, если кадастровая стоимость участка не определена, то размер административного штрафа составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.