- Главная
- Иные органы
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Совещание руководителей образовательных организаций муниципального образования - Ершичский район Смоленской области
Совещание руководителей образовательных организаций муниципального образования - Ершичский район Смоленской области
05.03.2020 года в Отделе по образованию Администрации муниципального образования - Ершичский район Смоленской области состоялось очередное совещание с руководителями образовательных организаций района.
Одним из важных вопросов повестки совещания стоял вопрос: «Буллинг в личностных отношениях несовершеннолетних. Выявление, профилактика, предотвращение», с которым выступила Аксенова Н.А. - секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования - Ершичский район Смоленской области. Наталья Александровна отметила, что «буллинг» определяется как травля, запугивание человека одним или больше агрессорами. Различают четыре типа травли в школе, при этом они могут еще и сочетаться друг с другом. Вербальная - ребенка оскорбляют, называют обидными словами, смеются над ним, над особенностями его поведения, внешним видом. Поведенческий террор - одному ученику объявляют бойкот, от него изолируются, забирают его вещи, создают всевозможные условия, которые существование в коллективе делают невыносимым. Физические издевки - ребенку наносятся целенаправленные увечья, побои. Тут речь идет о ситуации, когда один из противников более сильный, чем другой, а не о школьных драках. Кибербуллинг - издевательства происходят посредством социальных сетей, когда ребенку отправляют оскорбительное сообщение или снимают ролики, в которых демонстрируются издевки над жертвой, выкладывают их в социальной сети или на YouTube. Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов. Неправильное воспитание в семье - вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо ребенок вырастает в семье, где практиковалась грубая сила, и он становится агрессором. Неправильные действия педагогов - в некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство. Чаще всего жертвами буллинга становятся:
-неуверенные, тихие малыши, которые чем-то отличаются от остальных, имеют изъяны во внешности или в поведении, в речи, в частности, слишком худые или полные, те, кто носит очки, имеют физические недостатки;
-дети, которые отличаются расой, имеют проблемы с языком, другой цвет кожи; те, у кого присутствует материальный достаток;
-дети, успешные в учебе;
-внешне очень красивые.
Характерные проявления:
К признакам наличия буллинга относят:
-физическую агрессию;
-порчу имущества;
-нанесение побоев;
-словесную агрессию, когда ребенку придумывают обидные клички, коверкают его имя, матерятся в его сторону;
-распространение сплетен, ложных слухов о жертве. Педагоги и родители могут заподозрить наличие буллинга, если у детей произошли определенные изменения:
-пропадают деньги, вещи;
-ребенок стал задумчивым, постоянно в расстроенных чувствах;
-отсутствует общение с одноклассниками за пределами школы;
-учащиеся старших классов начинают замыкаться в себе, младших – стараются, как можно больше времени находиться рядом со взрослыми;
-порванная одежда, ссадины, синяки и царапины на теле малыша;
-ребенок ищет повод для того, чтобы не идти в школу, притворяется больным.
Наталья Александровна так же отметила, что в профилактике буллинга можно выделить три этапа.
Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Задачи профилактики буллинга:
-подготовка учителей для работы с трудными детьми;
-содействие улучшению социального самочувствия;
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
-снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
-развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
-изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в школе безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.